Описание курса «Педагогика и психология»

Введение.

Цели и задачи курса. Психология и педагогика в системе наук. Связь психологии и педагогики с социологией, философией, теорией познания, теорией управления, физиологией, медициной, эргономикой.

Раздел 1.
Состояние и проблемы современного образования.

Общество. Культура. Образование. Типы обучения как отражение социальных требований к системе образования.

Современное традиционное образование. Цели, содержание, методы и формы учебно-воспитательного процесса. Логико-философские и психологические основы организации образовательного процесса. Принципы обучения.

Проектирование учебного процесса. Основные составляющие проектируемых образовательных систем: обучаемый, преподаватель, учебный материал, технические и информационные средства обучения. Их взаимосвязи. Среда обучения.

Основные нормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс. Учебный план. Учебный предмет как основная дидактическая единица учебного процесса. Наука и учебный предмет. Типы построения программ учебного предмета: линейное, ступенчатое, концентрическое, спиралеобразное.

Кризисные явления в отечественном и мировом образовании, их источники. Объективные показатели состояния российского образования. Инновационные процессы в мировом и российском образовании, их направленность, масштабы и движущие силы. Дистанционное образование. Открытое образование. Интернет-образование.

Роль психологических наук в модернизации образования.

Раздел 2.
Становление идей развивающего образования в отечественной педагогике.

Управление процессами усвоения знаний, развития и воспитания учащихся.

Учащийся как объект и субъект образовательного процесса.

Психологические воззрения Л.С.Выготского на соотношение обучения и развития.

Система развивающего обучения Л.В.Занкова, ее основные принципы: ведущая роль теоретических знаний, осознание учащимися процесса учения, обучение на высоком уровне трудности, движение в учебном материале с повышенным темпом.

Концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Учебная деятельность. Учебная задача. «Клеточка» деятельности. Эмпирическое и теоретическое обобщение. Роль коллективных взаимодействий в учебной деятельности. Метапредметные знания. Рефлексия.

Системы обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Проблемное обучение. Личностно ориентированное обучение.

Трудности и актуальные проблемы реализации идей развивающего образования в практике работы учебно-воспитательных учреждений.

Раздел 3.
Психологические основы разработки модели развивающего образования.
(Психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева)

Зарождение и развитие психики в процессе эволюции живой материи на Земле. Общее и отличительное в психике животных и человека. Трудовая деятельность – специфически человеческая форма активности. Деятельность как источник развития человека в фило- и онтогенезе. Структура деятельности в её обобщенной форме.

Единство структуры внешней и внутренней деятельностей, их взаимопереходы. Интериоризация. Экстериоризация. Классификации видов деятельности по типу решаемых задач. Психологическая структура деятельности, её уровни: деятельность – мотив, действие - цель, операции – условия осуществления действия.

Понятие ведущей деятельности. Общая характеристика субъекта деятельности: организм, индивид, личность. Значение и смысл деятельности.

Раздел 4.
Реализация положений психологической теории деятельности в проектировании образовательных технологий.

Цели обучения в системе развивающего образования.

Реализация в обучении принципа предметности психической деятельности. Учебный предмет и предмет изучения. Дидактические требования к введению в учебный предмет. Понятие концептуальной схемы (концепта) учебного предмета. Учебная карта, их дидактические функции.

Общая характеристика средств познавательной деятельности. Формирование приемов мыслительной деятельности.

Реализация в обучении принципа субъектности деятельности.

Интеллект человека и искусственный интеллект. Отличие познания мира человеком от процессов отображения и переработки информации техническими системами.

Рефлексия. Рефлексия как деятельность: её цели, предмет, средства и продукт. Субъект в рефлексивной позиции. Рефлексия как главный компонент учебной деятельности.

Психологические механизмы управления процессом усвоения знаний. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Действие в структуре учебной деятельности. Функциональные характеристики действия: ориентировочная, исполнительная, контрольно-коррекционная. Понимание. Внимание. Структурные характеристики действия: форма, полнота, обобщенность, освоенность. Сознательность и разумность действия. Типы учения. Основные этапы формирования умственных действий учащихся.

Формирование системного мышления в обучении.

Контроль и оценка эффективности образовательного процесса. Контроль в обучении: систематический, эпизодический, пооперационный, по конечному продукту. Эффективность контроля и коррекции на различных этапах усвоения учебного материала: уяснения, выполнение учебных действий, словесной интерпретации.

Отметка. Её объективные и субъективные функции в учебно-воспитательном процессе. Самооценка учащихся и пути её формирования.

Мотивы и стимулы учения. Динамика мотивационной сферы на различных возрастных этапах. Пути формирования учебной мотивации учащихся.

Психологические и дидактические требования к компьютерной поддержке учебного процесса. Психологические и дидактические проблемы в использовании компьютерных средств обучения. Позитивные и негативные характеристики современных компьютерных обучающих программ. Возможности организации оптимальной компьютерной поддержки в системе здоровье сберегающих образовательных технологий. Многокомпонентная обучающая среда. Использование Интернет- технологий в обучении.

Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Дидактические задачи проектной и исследовательской деятельности в учебном процессе. Общие и различительные черты проектной исследовательской деятельности школьников.

Раздел 5.
Педагогическое общение.

Педагогическое общение. Оптимальное педагогическое общение. Стили педагогического руководства. Формальное и неформальное социальное образование.

Типология взаимодействия участников общения. Теория трансактного анализа Э.Берна. Полюсные ситуации общения.

Принципы и методы воспитательной работы в ученических и производственных коллективах. Большие и малые группы. Психология толпы. Общение в малых группах.

Приемы педагогического воздействия. Общие условия для их осуществления. Созидающие приемы. Тормозящие приёмы. Взрыв.

Конфликты, причины их возникновения. Развитие конфликта. Способы разрешения конфликтов. Социально-психологический климат в учебных и производственных коллективах.

Саморазвитие и планирование деловой карьеры.

Литература

  1. Занков Л.В. Обучение и развитие. М. 1979 г.
  2. Давыдов В.В. Развивающее образование. М., 1996 г.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Личность. Сознание. М., 1983 г.
  4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 2000 г.
  5. Решетова З.А. Формирование системного мышления в обучении. М. 2002 г.
  6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1985 г.
  7. Жильцова О.А., Самоненко Ю.А. Обучающие технологии в естественнонаучном образовании школьников. М., 2002 г.