Учебно-тематический план курса «Педагогика и психология»

Название тем, разделов и их содержание

Число ауд.часов

Самост.

работа

Общее

лекции

сем-ры

   Введение.

     Цели и задачи курса. Психология и педагогика в системе наук. Связь психологии и педагогики с социологией, философией, теорией познания, теорией управления, физиологией, медициной, эргономикой.

 Раздел 1. Состояние и проблемы современного образования.

Тема 1. Общество. Культура. Образование. Типы обучения как отражение социальных требований к системе образования.  Современное традиционное образование. Цели, содержание, методы и формы учебно-воспитательного процесса. Принципы обучения.

  Тема 2. Проектирование учебного процесса. Основные составляющие проектируемых образовательных систем, их взаимосвязи. Среда обучения.

  Тема 3. Основные нормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс. Наука и учебный предмет. Типы построения программ учебного предмета: линейное, ступенчатое, концентрическое, спиралеобразное.

   Тема 4. Кризисные явления в отечественном и мировом образовании, их источники. Инновационные процессы в мировом и российском образовании, их направленность, масштабы и движущие силы. Дистанционное образование. Роль психологических наук в модернизации образования.

Раздел 2. Становление идей развивающего образования в

Отечественной педагогике.

  Тема 5. Управление процессами усвоения знаний, развития и воспитания учащихся. Учащийся как объект и субъект образовательного процесса.

 Тема 6. Психологические воззрения Л.С.Выготского на соотношение обучения и развития. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. Концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.    

 Тема 7. Системы обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Трудности и актуальные проблемы реализации идей развивающего образования в практике работы учебно-воспитательных учреждений.

Раздел 3. Психологические основы разработки модели развивающего образования.

  Тема 8. Деятельность как источник развития человека в фило- и онтогенезе. Структура деятельности в её обобщенной форме. Единство структуры внешней и внутренней деятельностей, их взаимопереходы. Интериоризация. Экстериоризация.

  Тема 9. Классификации видов деятельности по типу решаемых задач. Психологическая структура деятельности, её уровни: деятельность – мотив, действие - цель, операции – условия осуществления действия.

  Тема 10. Понятие ведущей деятельности. Значение и смысл деятельности.

Раздел 4. Реализация положений психологической теории деятельности в проектировании образовательных технологий.

Тема 11  Цели обучения в системе развивающего образования.

 Реализация в обучении принципа предметности психической деятельности. Учебный предмет и предмет изучения. Дидактические требования к введению в учебный предмет.

Тема 12 Общая характеристика средств познавательной деятельности. Формирование приемов мыслительной деятельности. Формирование системного мышления в обучении.

Тема 13. Реализация в обучении принципа субъектности деятельности. Отличие познания мира человеком от процессов отображения и переработки информации техническими системами. Рефлексия. Рефлексия как деятельность: её цели, предмет, средства и продукт. Субъект в рефлексивной позиции. Рефлексия как главный компонент учебной деятельности.

Тема 14. Психологические механизмы управления процессом усвоения знаний. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.       

Тема 15. Контроль и оценка эффективности образовательного процесса. Отметка. Её объективные и субъективные функции в учебно-воспитательном процессе. Самооценка учащихся и пути её формирования.

Тема 16. Мотивы и стимулы учения. Динамика мотивационной сферы на различных возрастных этапах. Пути формирования учебной мотивации учащихся.

Тема 17. Психологические и дидактические требования к компьютерной поддержке учебного процесса. Многокомпонентная обучающая среда. Использование Интернет- технологий  в обучении.

Тема 18. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Раздел 5. Педагогическое общение.

Тема 19. Педагогическое общение. Оптимальное педагогическое общение. Стили педагогического руководства. Типология взаимодействия участников общения.        

Тема 20. Принципы и методы воспитательной работы в ученических и производственных коллективах.

Тема 21. Приемы педагогического воздействия. Общие условия для их осуществления. Созидающие приемы. Тормозящие приёмы. Взрыв.

Тема 22. Конфликты, причины их возникновения. Развитие конфликта. Способы разрешения конфликтов. Социально-психологический климат в учебных и производственных коллективах.

Тема 23. Саморазвитие и планирование деловой карьеры.

 

2

 

 

 

 

16

2

 

 

 

 

5

 

 

5

 

 

 

 

4

 

 

 

14

 

2

 

 

6

 

 

 

6

 

 

 

18

 

7

 

 

 

7

 

 

 

4

 

30

 

2

 

 

 

2

 

 

6

 

 

 

 

 

2

 

 

6

 

 

 

2

 

 

6

 

 

 

4

 

16

2

 

 

2

 

5

 

 

2

 

 

 

5

2

 

 

 

 

8

2

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

10

 

2

 

 

4

 

 

 

4

 

 

 

16

 

6

 

 

 

6

 

 

 

2

 

16

 

2

 

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

 

2

 

 

2

 

 

 

2

 

10

2

 

 

2

 

2

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

4

 

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

2

 

4

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

2

 

Общее количество:  96 часов,

в том числе 72 аудиторных часа. 

96

60

12

24

 

 

 

 

Доктор педагогических наук,

профессор факультета психологии

МГУ им. М. В. Ломоносова                                                                                            Ю.А. Самоненко

 

 

Кандидат химических наук,

доцент МИОО Департамента образования г. Москвы                                             О.А. Жильцова