Учебно-тематический план курса «Педагогика и психология»
Учебно-тематический план курса
«Педагогика и психология»
124 |
72 |
44 |
Название тем, разделов и их содержание |
Число ауд.часов |
Самост. работа |
||
Общее |
лекции |
сем-ры |
||
Введение. Цели и задачи курса. Психология и педагогика в системе наук. Связь психологии и педагогики с социологией, философией, теорией познания, теорией управления, физиологией, медициной, эргономикой. Раздел 1. Состояние и проблемы современного образования. Тема 1. Общество. Культура. Образование. Типы обучения как отражение социальных требований к системе образования. Современное традиционное образование. Цели, содержание, методы и формы учебно-воспитательного процесса. Принципы обучения. Тема 2. Проектирование учебного процесса. Основные составляющие проектируемых образовательных систем, их взаимосвязи. Среда обучения. Тема 3. Основные нормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс. Наука и учебный предмет. Типы построения программ учебного предмета: линейное, ступенчатое, концентрическое, спиралеобразное. Тема 4. Кризисные явления в отечественном и мировом образовании, их источники. Инновационные процессы в мировом и российском образовании, их направленность, масштабы и движущие силы. Дистанционное образование. Роль психологических наук в модернизации образования. Раздел 2. Становление идей развивающего образования в Отечественной педагогике. Тема 5. Управление процессами усвоения знаний, развития и воспитания учащихся. Учащийся как объект и субъект образовательного процесса. Тема 6. Психологические воззрения Л.С.Выготского на соотношение обучения и развития. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. Концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Тема 7. Системы обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Трудности и актуальные проблемы реализации идей развивающего образования в практике работы учебно-воспитательных учреждений. Раздел 3. Психологические основы разработки модели развивающего образования. Тема 8. Деятельность как источник развития человека в фило- и онтогенезе. Структура деятельности в её обобщенной форме. Единство структуры внешней и внутренней деятельностей, их взаимопереходы. Интериоризация. Экстериоризация. Тема 9. Классификации видов деятельности по типу решаемых задач. Психологическая структура деятельности, её уровни: деятельность – мотив, действие - цель, операции – условия осуществления действия. Тема 10. Понятие ведущей деятельности. Значение и смысл деятельности. Раздел 4. Реализация положений психологической теории деятельности в проектировании образовательных технологий. Тема 11 Цели обучения в системе развивающего образования. Реализация в обучении принципа предметности психической деятельности. Учебный предмет и предмет изучения. Дидактические требования к введению в учебный предмет. Тема 12 Общая характеристика средств познавательной деятельности. Формирование приемов мыслительной деятельности. Формирование системного мышления в обучении. Тема 13. Реализация в обучении принципа субъектности деятельности. Отличие познания мира человеком от процессов отображения и переработки информации техническими системами. Рефлексия. Рефлексия как деятельность: её цели, предмет, средства и продукт. Субъект в рефлексивной позиции. Рефлексия как главный компонент учебной деятельности. Тема 14. Психологические механизмы управления процессом усвоения знаний. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Тема 15. Контроль и оценка эффективности образовательного процесса. Отметка. Её объективные и субъективные функции в учебно-воспитательном процессе. Самооценка учащихся и пути её формирования. Тема 16. Мотивы и стимулы учения. Динамика мотивационной сферы на различных возрастных этапах. Пути формирования учебной мотивации учащихся. Тема 17. Психологические и дидактические требования к компьютерной поддержке учебного процесса. Многокомпонентная обучающая среда. Использование Интернет- технологий в обучении. Тема 18. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Раздел 5. Педагогическое общение. Тема 19. Педагогическое общение. Оптимальное педагогическое общение. Стили педагогического руководства. Типология взаимодействия участников общения. Тема 20. Принципы и методы воспитательной работы в ученических и производственных коллективах. Тема 21. Приемы педагогического воздействия. Общие условия для их осуществления. Созидающие приемы. Тормозящие приёмы. Взрыв. Тема 22. Конфликты, причины их возникновения. Развитие конфликта. Способы разрешения конфликтов. Социально-психологический климат в учебных и производственных коллективах. Тема 23. Саморазвитие и планирование деловой карьеры.
|
4
40 8
10
12
10
34
8
10
16
44
16
18
10
72
8
8
8
10
8
8
12
10
46 10
10
10
10
6 |
2
20 4
4
6
6
20
4
6
10
28
12
12
4
34
4
4
4
4
4
4
6
4
20 4
4
4
4
4
|
2
12 2
4
4
2
8
2
2
4
10
2
4
4
22
2
2
2
4
2
2
4
4
18 4
4
4
4
2 |
8 2
2
2
2
6
2
2
2
6
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
8 2
2
2
2
|
Общее количество: 240 часов, в том числе 196 аудиторных часов |
240 |
124 |
72 |
44 |
Доктор педагогических наук,
профессор факультета психологии
МГУ им. М. В. Ломоносова Ю.А. Самоненко
Кандидат химических наук,
доцент МИОО Департамента образования г. Москвы О.А. Жильцова