Организационно-методические указания к курсу переподготовки профессорско-преподавательского состава дисциплины «Математика и информатика»

Схема обучения на курсах следующая:

  1. Процесс обучения основан на дистанционных технологиях с использованием средств телекоммуникации и вычислительной техники. Исключение могут составлять: установочные лекции и защита итоговой работы.
  2. Ознакомившись с содержанием программы и, решив стать слушателем, Вы присылаете сообщение, содержащее Ваше краткое резюме и название заинтересовавшей Вас программы по адресу info@fdo.msu.ru
  3. После оформления в качестве слушателя Вы получаете код допуска ко всем необходимым материалам и входите в диалог со своим тьютером, а также сотрудниками деканата.
  4. Процесс построен в порядке освоения упорядоченного ряда тем. Перед прохождением очередной темы Вы получаете допуск ко всем ресурсам данной темы и персональное задание, а также знакомитесь с условиями отчетности по этой теме.
  5. В процессе обучения Вы формулируете тему своей выпускной работы и начинаете ее выполнять.
  6. После успешной сдачи отчетности по всем темам курса Вы предоставляете выпускную работы – свой творческий вклад в становление современной парадигмы математической подготовки гуманитариев.
  7. После защиты выпускной работы Вы получаете свидетельство МГУ об окончании курсов повышения квалификации.
  8. В процессе обучения Вы имеете возможность задавать по теме курса любые вопросы, выступать с предложениями по совершенствованию курса, вести на страницах сайта диалог с коллегами.
  9. Предполагается, что слушатели данного курса образуют содружество коллег, нацеленное на дальнейшее совершенствование математической подготовки студентов гуманитарных направлений и специальностей.

Данные курсы ориентированы на оказание помощи слушателю в формировании адекватного видения целей и задач данной учебной дисциплины, нахождение путей повышения у студентов-гуманитариев уровня мотивации к изучению математики и информатики. Как сказал профессор Н.Н.Непейвода, сегодня важнейшим моментом в процессе изучения математики является творческое мышление, навыки понимания и критического анализа, что приближает математику к гуманитарным наукам. Именно на этой ноте и предполагается работа курса.

Слушателю предлагается написанный разработчиками курса, который отражает их взгляд на проблемы освоения гуманитариями математики информатики, а также список литературы, которые целесообразно творчески проработать. Этот материал образует содержательную основу учебной дисциплины и в этом аспекте должен оказать слушателям существенную помощь.

Вместе с тем, слушатели курса – преподаватели высшей школы – должны постоянно работать над вопросами методического обеспечения процесса освоения учебной дисциплины и стремиться к эффективному достижение целей, которые поставлены перед этой учебной дисциплиной образовательной программой. Поэтому предполагается, что основные усилия он сосредотачивает на творческой проработке методического построения материала и способов его донесения до студентов, на достижение компетентностно-ориентированных результатов обучения.

Современная школа, как общеобразовательная, так и высшая, находится в процессе формирования новых подходов к обучению, более адекватных требованиям современного уровня развития нашего общества. Одна из позиций сегодняшнего руководства Минобразования заключается в том, что в условиях массового высшего образования на смену парадигме передаче знаний должна прийти парадигма дееспособности. Мы считаем, что должна происходить не столько замена, сколько расширение парадигмы образования: человек, конечно же, получает основные базовые знания на пути их передачи от своих наставников. Однако наставники, и в первую очередь они, должны ориентировать своих учеников на развитие творческих начал, готовить их к самостоятельной продуктивной работе. Сегодня каждый обладатель высшего образования должен иметь системное видение окружающей среды, иметь способность логически мыслить при решении, как профессиональных задач, так задач, возникающих в их повседневной деятельности. Кроме того, он обладает навыками поиска всей необходимой ему информации, особенно в компьютерных системах, умением ее структуризации и практического применения.

Для различных специальностей гуманитарного профиля дисциплина «Математика и информатика» читается в различных объемах и с упором не отдельные ее разделы. В этой связи процесс обучения на курсах построен в виде циклов, каждый из которых включает: изучение данного раздела, методический анализ его построения, формирование способов закрепления полученных знаний и умений применять их при решении задач в самом широком спектре приложений. Таких циклов в курсе несколько и они отличаются по широте охвата материала.

Первый – это вся дисциплина в целом, как единая база не только для последующего образовательного процесса, но и всей последующей творческой деятельности студентов. Ниже находятся несколько циклов, содержательно посвященным некоторым разделам учебной дисциплины. Наконец в некоторых разделах также могут быть построены циклы, ориентированные на более конкретные темы математики или информатики. Наличие подобных циклов обеспечивает возможность блочного построения учебных дисциплин, которые будет преподавать слушатель.

Центральными в дисциплине «Математика и информатика», на наш взгляд являются:

  1. Язык математики, логика, теория множеств и математические структуры (именно здесь заложена философия математики, ее база), а также рассмотрение информатики, как комплексной науки. Так, например, гуманитариям должна быть четко показано, что доказательство – это такая конструкция, синтаксическая правильность которой гарантирует семантическую. По-существу здесь должна быть решена проблема формирования той базы, которую должен освоить каждый выпускник гуманитарного направления.
  2. Математическое моделирование, как основное средство познания мира, как основной инструмент всех наук, в том числе и гуманитарных. Именно здесь наиболее наглядно проявляется единство применение наук математики и информатики. Математическое моделирование выступает в двух ипостасях. Во-первых, это основной инструментарий для познания в целом, во-вторых – здесь аккумулируется большинство математических методов, выступая в качестве технологий решения конкретных практических задач.

В результате прохождения курса слушатель должен, проявив свои творческие способности, обновить (подготовить) свое методическое обеспечение читаемой им дисциплины «Математика и информатика». Для достижения этой задачи он, осваивая или уточняя каждую данную тему, решает, главным образом, методические задачи: формирует детальное содержание разделов дисциплины, готовит серии примеров, задач и тестов. В целом же он должен более четко сформулировать и реализовывать программу математического образования современного гуманитария. В работе слушателя должно найти отражение специфики той гуманитарной подготовки, в направлении которой он работает в вузе.